Домой Образование и знания Книги Алексей Комогорцев: Тайнопись русских кодов

Алексей Комогорцев: Тайнопись русских кодов

Фото: газета Завтра

В отличие от самого нового сборника «Ментальная карта и национальный миф» его автор – известный российский философ, писатель, публицист и культуролог, а также один из учредителей Изборского клуба Виталий Аверьянов не нуждается в представлении.

Во вступительной статье автор констатирует наличие «белых пятен» в наших знаниях о настоящих взаимоотношениях верховной власти России и мировой финансовой олигархии: «Может быть, власть и хотела бы пойти изборским путем, о котором грезят миллионы лучших людей России, но ее маневр ограничен условностями, достаточно жесткими, о которых мы, возможно, не все знаем».

В этой связи припоминаются известные слова из речи, произнесенной на пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года многолетним председателем КГБ СССР и самым загадочным и неоднозначным генсеком ЦК КПСС Юрием Андроповым: «Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной степени общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности».

Тезис о существовании подобного рода «слепых зон» можно с полным основанием распространить на многие области современной российской, и не только российской жизни. Отметим, что опасная иллюзия отсутствия «слепых зон» в различных сегментах общественной и политической жизни, опирающаяся на столь же лукавый, сколь и призрачный тезис о всеобщей информационной «прозрачности», позволяет эффективно манипулировать как сознанием рядового обывателя, так и сознанием рафинированного интеллектуала.

Особая ценность и значение сборника «Ментальная карта и национальный миф» состоит в том, что на его страницах представлены результаты многолетних исследований, осуществляемых командой созданного и возглавляемого автором Института динамического консерватизма (своего рода экспертно-аналитической артели XXI века), призванных ликвидировать наиболее вопиющие «слепые зоны» в отношении фундаментальных основ русской цивилизации и феномена русской ментальности. Прежде всего к этой во многом «заповедной» до последнего времени области (во всяком случае для отечественной гуманитарной науки) относятся темы, русских цивилизационных кодов, национальных мифов и идеалов, а также связанные с ними особенности русского культурно-языкового тезауруса. Иными словами, автор представляет вниманию читателя анализ основных слагаемых русской картины мира, опираясь на которую, он реконструирует основные контуры ментальной карты русского антропологического типа.

Не вызывает сомнения, что в настоящий момент без такого рода «глубинного знания» невозможна никакая сколько-нибудь долгосрочная социально-политическая проектная деятельность, связанная с конструированием будущего Русской цивилизации, и преодолением состояния вялотекущей стагнации («социальной летаргии»), в котором она пребывает, начиная с известных событий 1993 года.

В этой связи автор совершенно справедливо констатирует: «При построении проекта волевой мечты для современной России необходимо основываться не на интуитивном представлении, а на достаточно точном, выверенном знании об особенностях русской ментальности. Львиная доля тяжких поражений России в XX веке, равно как и большая часть разрушительных реформ в нашей стране, связана с тем, что патриотическое сообщество не вооружено адекватной ментальной картой русского народа. При этом самым важным в такой предполагаемой карте должны стать ключевые реперные точки – узловые ментальные “архетипы”. Они представляют собой сеть социокультурных типажей, личностных моделей».

Главные тексты, посвященные данной проблематике, сосредоточены во второй части сборника («Ментальная карта»), являющейся одновременно вершиной и содержательной осью ее трехсоставной композиции. Именно вокруг нее обращаются, взаимодополняя и взаимообогащая ее, две остальные части, посвященные теме национального пробуждения патриотического интеллектуального класса («Национальное пробуждение») и Музыке Русской идеи, в которой раскрывается еще одна яркая творческая грань автора.

Программными текстами второй главы и всего сборника в целом являются авторские доклады Изборскому клубу «Русская мечта. Ментальная карта» и «Духовный генокод. Витки спирали».

Своеобразным прологом к ним служат работы автора, посвященные мифологеме Святой Руси («О ключевом национальном мифе»), анализу категории справедливости в пространстве русского ментального космоса («Взыскующие Правды») и беседа с профессором МФТИ, доктором философии Петром Калитиным («О меметике отечественного кино»).

Напомним, что тема справедливости как основной ценности культурно-цивилизационного кода России, связывающей и пронизывающей все ключевые русские культурные коды (правда, свобода, преображение и т.д.), получила самое широкое освещение в работах Изборского клуба. Равно как и констатация того обстоятельства, что современная русская идентичность представляет собой уникальный сплав православной этики и духа солидарности (социальной справедливости), а образ «Святой Руси» и образ государства социальной справедливости – это «разные проекции одной русской идеи».

В материале «О меметике отечественного кино» собеседниками затрагивается чрезвычайно важная тема меметической войны, на протяжении последних лет ставшая уже обыденной реалией современного информационного пространства. Данной теме и сопряженной с ней проблеме семантического оружия посвящен специальный номер журнала «Изборский клуб» (2018 год, № 4).

В докладе «Русская мечта. Ментальная карта» автор визуализирует основные типажи русской ментальной карты и наиболее значимые архетипические узлы, образующие

смысловой и метафизический каркас национальной картины мира, в которых выражаются специфические свойства русской ментальности: любовь к сути, поиск сути (онтологизм), все или ничего (максимализм), Русская правда, цельное знание (интутивизм), Русская свобода, соборный персонализм (идеал единства суверенных лиц), и др.

Особое внимание автор уделяет рассмотрению образов блаженных, юродивых, и «дураков» (чудики Шукшина, праведники Лескова), а также проблемам русского национального гения и Русской мечты. При этом он в очередной раз артикулирует: «Волевой проект русской мечты может состояться только при условии опоры на знание русской ментальной матрицы. Действия спонтанные, на ощупь в век информационных технологий и меметических войн означают неизбежное поражение».

В качестве одной из причин продолжающейся социальной «летаргии» и отсутствия инициативы «снизу» автор видит в отсутствии образа цивилизационного противника: «США, и Запад не осмеливаются окончательно перейти на позиции открытого врага России, продолжая делать ставку на скрытые враждебные манипулятивные стратегии (через пятую колонну внутри страны). Надо сказать, что это верная с их стороны стратегия, поскольку наша ментальность всегда была более уязвимой по отношению к непрямому, скрытому противнику».

Не секрет, что актуализация наиболее высоких (идеальных, героических) качеств русского человека напрямую связана с возникновением непосредственной и очевидной внешней угрозы – для его близких, Родины или всего остального мира, – которую он воспринимает как личный вызов. Пресловутая «политика разрядки», искусно навязанная политическому руководству СССР в 1970-е гг., усыпила бдительность советского общества лукавыми тезисами об «общеевропейском доме», «общечеловеческих ценностях» и т.п. средствами из арсенала спецпропаганды. Именно настойчиво раскручиваемый в массовом сознании миф об отсутствии для СССР внешней угрозы со стороны стран Большого Запада, привел к фатальному усыплению русского мобилизационного кода и, в конечном итоге, к разрушению советского государства.

В этом смысле невозможно не присоединиться к следующему заключению, представленному в докладе: «Крайне важным средством пробуждения национального самосознания, а вместе с тем и энергии русской мечты является создание полнокровного, объективного “образа врага” как антисистемы, работающей на глобальном уровне и являющейся реальным, хотя и отчасти замаскированным, противником Русской цивилизации».

Равно как нельзя не согласиться с «лоялистским», на первый взгляд, а на деле сугубо рациональным выводом о том, что «та сторона в этой “религиозной войне” прекрасно знает, чего хочет. Она очень хорошо организована. Если они обвалят нынешнюю власть, то, в отличие от нас, они знают, как ее подобрать. Значит, нам нельзя допустить разрушения власти и нынешней конструкции государства».

В докладе «Духовный генокод. Витки спирали» автор представляет вниманию читателя первые итоги коллективных усилий «соборного разума» Изборского клуба и экспертов Института динамического консерватизма по визуализации и дешифровке русских цивилизационных кодов, пропущенных через призму философско-филологического анализа. Отправной точкой и своеобразным духовно-интеллектуальным зачином этого без всякого преувеличения фронтирного исследования стал роман не нуждающегося в представлении Александра Проханова «Таблица Агеева» (2020), в котором намечена своего рода «периодическая таблица», или карта-тезаурус русских культурных кодов.

Особого внимания заслуживает раздел доклада под названием «Антикоды ухода из истории», посвященный чрезвычайно актуальной для современной России проблеме «антикодов» – гибридных кодов-мутантов, «заложенных под наш тезаурус» и «способствующих опрокидыванию России в новые Смутные времена».

Конечные цели создателей антикодов-мутантов автор резюмирует следующим образом: «Им нужно, чтобы Россия ушла из истории, уснула. И все эти антикоды призваны стать на место вечных русских кодов с их пафосом воли к жизни, преодоления бед, с их

витальной силой. Антикоды так или иначе суицидальны, самоубийственны. К примеру, это антикоды отдыха, каникул, демобилизации, растворения в теплом и невраждебном окружении. А также антикоды ухода в виртуальный мир, в прошлое либо в пассивные грезы. За всеми ними как их сущностная изнанка стоит скрытое кодирование национальной эвтаназии, которую можно осуществить лишь при усыплении бдительности, злом гипнозе».

Вывод, без труда читаемый между срок, предельно прост: чтобы своевременно и на должном уровне противостоять этой чрезвычайной по своей разрушительной результативности угрозе, домокловым мечом нависшей над современной Россией, и без того опасно балансирующей на тонкой грани неолиберального реванша, необходимо форсировать работы в области дешифровки русского духовного генокода. Равно как и параллельные с ними систематические усилия по изучению антикодов (в т.ч. уже свободно циркулирующих в современном общественном сознании) и способов их эффективной нейтрализации. Не говоря уже о вполне назревшей потребности в организации контригры на опережение, в которой мы, к глубокому сожалению, традиционно уступаем нашим «западным партнерам».

Завершает вторую часть сборника цикл семинаров, состоявшихся в Институте динамического консерватизма под условным названием «Жизнь понятий». Этот блок можно считать своего рода техническим приложением, приоткрывающим перед читателем внутреннюю (экспертно-лабораторную) «кухню» Института динамического консерватизма. Ненавязчиво погружая читателя в атмосферу диалога с мыслителями, мифотворцами, поэтами и языковедами (не только в этой части, но и на протяжении всего сборника), автор тем самым вводит его в мир понятий и образов без знания и чувствования которых невозможно адекватное декодирование и восприятие различных граней и полутонов русского культурно-цивилизационного генокода. Вот лишь некоторые наиболее говорящие названия представленных в сборнике лекций: «Язык как энергия. Феномен родного языка», «Крестовина слова. Вертикаль понятий и горизонталь образов», «Тезаурус и картина мира», «Метафора как механизм освоения иного и чужого».

Заключительную часть сборника («Музыка Русской идеи») ни в коем случае не следует воспринимать в качестве творческого «довеска» к основному тексту, но в качестве самодостаточного «центра силы» его трехсоставной (практически пирамидальной) композиции. Достаточно упомянуть, что видеоклип на песню автора «Наказ Путину» всего лишь за 10 дней, начиная с момента его выхода в свет, набрала более миллиона просмотров. Немного перефразируя заголовок интервью автора для портала NewsFront, опубликованного 13 октября 2019 года, можно сказать, что: «Политическая философия и песни – это сообщающиеся сосуды».

Сейчас как никогда видится необходимым радикально переосмыслить первенствующую роль Культуры и скрывающийся в ее тени фактор Религии, на деле определяющих все прочие сферы человеческой жизни, включая политику, экономику и т.д. Ни для кого теперь уже не секрет, что именно на пространствах массовой культуры разворачиваются наиболее ожесточенные и масштабные баталии за власть над человеческими умами и сердцами, т.е. без всякого преувеличения за ближайшее будущее всей нашей хрупкой цивилизации. Не случайно организующий фактор массовой (в т.ч. музыкальной) культуры, как буквального оружия массового поражения, позволяющего эффективно манипулировать коллективным сознанием социума, находится в фокусе внимания ведущих современных «архитекторов смыслов»: начиная от специдеологов ЦРУ и заканчивая представителями элитных параполитических структур. Как говорится в известной песне:

«Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовет, и ведет…».

Главный вопрос текущего момента состоит в том, куда именно зовет и куда ведет нас современная песня? К строительству очередного извода цивилизации Потопа 2.01 по версии конкурса «Евровидение», или к цивилизации, основанной на принципах Большого Развития, в контексте которой человек призван стать соработником Творца, органично сочетающим преображение индивидуального и общественного бытия и сознания с преобразованием окружающей реальности, по версии автора сборника? Определяйтесь господа-товарищи, покуда есть еще время и возможность, ибо третьего не дано!..

Алексей Комогорцев

1 См.: Аверьянов В.В. Цивилизация Потопа и мировая гибридная война. — М., «Родина», 2020. — 272 с. Также см.: «Изборский клуб» №1 (77), 2020

Иллюстрация: Аверьянов В.В. Ментальная карта и национальный миф. – М., «Родина», 2021. – 320 с.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии