Домой Новости Эксперт рассказал о «психологии эпохи коронавируса» и «конспирологическом синдроме»

Эксперт рассказал о «психологии эпохи коронавируса» и «конспирологическом синдроме»

Фото: Yasser Al Zayyat/AFP via Getty Images

Встретились как-то на дороге паломник и Чума.
— Куда идешь? — спросила чума.
— В Мекку, поклониться святым местам. А ты?
— В Багдад иду, забрать пять тысяч человек, — ответила Чума.
Разошлись они; а через год на той же дороге встретились снова.
— А ведь ты обманула меня, — сказал Чуме паломник. — Ты говорила, что заберёшь в Багдаде пять тысяч человек, а сама взяла пятьдесят пять тысяч!
— Нет, — ответила Чума, — я сказала правду. Я была в Багдаде и забрала свои пять тысяч. Остальные умерли от страха.

Завлабораторией социальной и экономической психологии в Институте психологии РАН Тимофей Нестик рассказал РБК о психологии эпохи коронавируса, почему возникают «теории заговора» и можно ли переубедить противников вакцинации, из-за которой в обществе произошел раскол.

По словам эксперта, еще до пандемии они в ходе исследований выявили несколько типов отношения к различного рода рискам и сейчас это проявляется в полной мере. В частности это: преувеличенная тревога, неспособность признать проблему, вера только в самого себя (скептицизм) или классический фатализм.

В начале пандемии, отметил Нестик, возросло число фаталистов и скептиков, кроме того, многие погрузились в тревожное состояние. Позже у большинства усилилось состояние апатии и произошел сдвиг в сторону психологической защиты.

При этом, по мнению психолога, изменений в «структуре страхов» не произошло. На первом месте не смерть большого количества людей, а все те же социальные проблемы: экологические, проблемы неравенства, несправедливости и коррупции.

Что касается непосредственно коронавируса, то здесь тревога возникает из-за того, что на ситуацию повлиять невозможно. Кроме того, чтобы побудить людей к каким-то мерам защиты, власти вынуждены нажимать на кнопку «запугивания».

Если люди по разным причинам не уверены в эффективности принимаемых мер, в качестве психологической защиты и возникают конспирологические теории, утверждает специалист. Чем сильнее человека будут пытаться переубедить, тем более прочно он утвердится на своей позиции.

Отвечая на вопросы, Нестик напомнил, что на протяжении столетий история пандемий была связана с социальными конфликтами — так называемая «охота на ведьм», когда люди пытаются найти виноватых и всем миром ополчаются на человека или группу, которые, по их мнению, причасны к происходящему.

Когда человек находит объяснение (оно может быть абсолютно антинаучное), но таким образом он поднимает свою самооценку и находит точку опоры. Возникает иллюзия контроля над ситуацией, а окружающий мир обретает осмысленность и предсказуемость.

Основные тезисы:

— Приглашения на экскурсию в красную зону малоэффективны, они дискредитируют доводы врачей;

— Большой вклад в недоверие к вакцинам вносят противоречия в позиции экспертов;

— Основанием для диалога не может быть задача привить всю Россию в ближайшие недели — это усилит раскол в обществе;

— Важно объяснить, что коронавирус — это на всю жизнь и понять, как мы с этим будем жить дальше.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии