Домой Наука Образование и знания Профессор Гаагского университета прикладных наук о том, как бизнесу понять язык IT

Профессор Гаагского университета прикладных наук о том, как бизнесу понять язык IT

Несколько десятилетий назад Яап ДЭ БИ начал изучать два разных направления: иностранные языки и информационные технологии, а затем приступил к работе в голландской компании Netherlands Railways. Именно тогда он понял, насколько трудно представителям компаний понять язык IT – примерно так же сложно, как IT-специалистам понять бизнес. И что у многих других организаций, будь то пенсионные фонды, страховые компании или сектор общественного транспорта, возникают аналогичные проблемы. Так у Яапа ДЭ БИ появилась важная миссия: в течение многих лет он работает над тем, чтобы «разрывов» между сферами бизнеса и информационных технологий стало меньше.

Сегодня Яап ДЭ БИ – профессор Гаагского университета прикладных наук (Нидерланды), где он работает в сфере управления информационной безопасностью (ISM). В этом году Яап ДЭ БИ согласился принять участие в Международной политехнической летней школе и провел для студентов курс «Бизнес-сотрудничество и управление информационной безопасностью во взаимодействии предприятий ЕС и России». В своем интервью международным службам Политеха профессор ДЭ БИ рассказал об особенностях ISM, о причинах, которые повлияли на его решение начать работать в университете после нескольких десятилетий работы в компаниях, а также дал полезные советы иностранным студентам.

Профессор Гаагского университета прикладных наук Яап ДЭ БИ

— Профессор ДЭ БИ, управление информационной безопасностью сегодня является очень популярным направлением. Расскажите, в чем его главные особенности?

— Ключевая цель управления информационной безопасностью – обеспечение конфиденциальности и целостности информации компании. Есть данные, которые находятся в открытом доступе – важно обеспечить их подлинность и целостность, чтобы они могли стать хорошей основой для принятия решений. Есть строго конфиденциальные данные, доступные только тем лицам, у кого есть необходимые полномочия.

В этой области основное внимание уделяется знаниям и тому, как применять эти знания на практике. Моя задача как специалиста – адаптировать экспертные знания к практическому применению, сделать их понятными и доступными для клиента. Процесс адаптации включает в себя два важнейших компонента. Первый – клиент понимает и принимает то, что сообщает эксперт ISM. Второй – эксперт ISM понимает, что нужно клиенту, и предлагает решение, которое оптимально подходит для компании. И здесь – еще один важный момент. Для того, чтобы экспертное знание нашло применение на практике в полном объеме, необходимо владеть такими простыми на первый взгляд вещами, как умение общаться, аргументировать свою позицию, быть гибким, подстраиваться под ситуацию. Увы, сегодня эти умения по-прежнему редки, и именно по этой причине множество IT- и ISM-проектов терпят неудачу.

— Как и почему вы решили работать в университете?

— Я начал работать в Гаагском университете прикладных наук после одиннадцати лет работы консультантом в различных компаниях. ISM тогда было представлено в вузе как новое направление исследований. Я хотел совместить практическую работу и преподавание, для меня это было отличным решением. Почему? Потому что деятельность консультанта строго регламентирована, как эксперт ты должен опираться исключительно на прописанные правила, работать, что называется, «по книге». Как преподаватель же я могу объяснить студентам, что решения, описанные в экспертных источниках, не всегда являются полными и идеальными абсолютно для всех ситуаций. Со студентами я могу немного отойти от правил и привести огромное количество примеров (и даже анекдотов) из своей практики, чтобы разъяснить им ту или иную точку зрения.

— Сильно ли пандемия коронавируса повлияла на вашу работу?

— И студентам, и преподавателям за короткое время пришлось научиться использовать различные инструменты для электронного общения. Студенты должны были адаптироваться к учебе из своих общежитий. Для большинства преподавателей прямой контакт со студентами в значительной степени был утрачен на онлайн-лекциях. Спустя почти два года пандемии студенты и учителя сходятся во мнении: оптимальным выбором стало бы часть программы давать в вузе, а часть – выполнять онлайн.

— А как вообще вы относитесь к преподаванию онлайн? Какие, на ваш взгляд, у него преимущества и недостатки?

— Один из главных недостатков онлайн-образования – отсутствие личного контакта. Но свои преимущества у него тоже есть. Например, когда у студентов внезапно возникает много вопросов перед экзаменом, онлайн-лекцию можно организовать буквально за несколько минут, не беспокоясь о поиске аудитории. Многие эксперты полагают, что онлайн-занятия готовят студентов к работе: считается, что в будущем сотрудники не будут находиться пять дней в неделю в одном офисе, а их деятельность будет проходить в онлайн- и офлайн-форматах. И наконец, ISM – это очень международно-ориентированное направление. Таким образом, студенты будут подготовлены и к международным онлайн-встречам.

— Вы впервые приняли участие в нашей Международной политехнической летней школе? Почему решили к ней присоединиться?

— Да, я участвую в Международной политехнической летней школе впервые. Между нашими университетами заключен партнерский договор, и я решил стать первопроходцем в этом сотрудничестве. Российские коллеги очень тепло меня встретили, для меня это было важно и ценно.

— Каковы особенности вашего курса «Бизнес-сотрудничество и управление информационной безопасностью во взаимодействии предприятий ЕС и России», его сильные стороны?

— Я надеюсь, что студенты поняли, что я не просто хотел передать им знания и показать, как эти знания применять. То, что я стремился сделать, – сосредоточиться на моей профессиональной деятельности, на адаптации, или, другими словами, «настройке» знаний для того, чтобы максимально полно и эффективно применить их на практике. Поэтому я дал им много материалов о русской и голландской культуре, о том, как вести бизнес с компаниями, которые располагают большим объемом данных, как определять и устранять риски, делая большие шаги в российско-голландском сотрудничестве.

— Вы уже бывали в России? Какие места здесь хотели бы посетить?

— Много лет назад был в Москве. Несмотря на то что жил там всего неделю, этот опыт превзошел все мои ожидания. Среди планируемых к посещению мест первым значится Санкт-Петербург. Также я хотел бы посетить Волгоград или города Сибири, например Иркутск. Только не зимой.

— А как насчет того, чтобы принять участие в Международной политехнической летней школе в традиционном формате?

— Я только «за!». При очном обучении получится сделать более персонализированный курс, поскольку я лично увижу студентов, с которыми буду работать. А еще как ценитель творчества Достоевского с удовольствием прогуляюсь по улицам вашего города и его памятным местам.

— Что бы вы посоветовали международным партнерам и иностранным студентам в том, как быть активными в это трудное время, когда многие из нас все еще работают и учатся онлайн?

— Коллегам я бы сказал: оставайтесь позитивными и используйте максимум возможностей от гибкого графика и онлайн-лекций. Студентам: ваша квартира или общежитие – не тюрьма, и, несмотря на то, что в мире по-прежнему много ограничений, вы можете выходить. Проводите время с другими студентами, с которыми живете вместе, и старайтесь мыслить позитивно. Бывают дни, когда перспектива прослушать онлайн-лекцию вместо того, чтобы бежать рано утром на пары, очень даже радует.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии