Фото: ap.com

Станет ли вакцина против коронавируса предвестником прорыва в лечении рака?

20/11/2020

Успехи в разработке так называемой матричной РНК (мРНК) вакцины против нового вируса SARS-CoV-2 являются не только значительным шагом в борьбе с пандемией, но и предвестником прорыва в лечении рака. Вакцинация мРНК против различных форм рака уже была проверена учеными в клинических испытаниях, но одобрения для использования на людях так и не получила.

Член Консервативного союза ХДС/ХСС в Бундестаге Катрин Стаффлер заявила, что мРНК реально может стать основой для создания противораковых препаратов, призвав к увеличению инвестиций в эту область. Она считает, что мРНК-вакцина, которая служит проводником для иммунной системы, может стать возможным ключом в лечении рака.

Основатели немецкой BioNTech Угур Сахин и Озлем Тюречи давно работают над лекарством против рака на основе мРНК. Согласно результатам последнего этапа испытаний, именно мРНК-вакцина, разработанная BioNTech в сотрудничестве с американской компанией Pfizer, достигла 95-процентной эффективности против болезни COVID-19.

В 2017 году BioNTech опубликовала в журнале Nature исследование о том, как иммунная система положительно реагирует на всех пациентов со злокачественной меланомой, которые получали вещество с индивидуально подобранной мРНК. У восьми из тринадцати пациентов, прошедших тестирование, в течение одного-двух лет не наблюдалось ухудшения состояния.

Biontech - не единственная компания, занимающаяся исследованиями в области лечения рака. Другие компании также проводят клинические исследования воздействия мРНК на различные типы рака.

Вакцина с мРНК отличается от традиционных тем, что она не содержит мертвых или ослабленных патогенов, а содержит генетическую информацию о вирусе. Этот метод сравнивают с инструкциями, согласно которым организм может вырабатывать собственные антитела. По мнению профессора Клауса Чичутека из Института Пауля Эрлиха, еще одно преимущество заключается в том, что РНК имеет простую структуру, которая открывает возможность получения миллионов доз в течение нескольких недель.

Критики вакцин на основе мРНК предупреждают, что этот путь слишком опасен, поскольку может вызвать аутоиммунное заболевание или привести к изменениям ДНК. Сторонники теорий заговора также предупреждают, что правительства попытаются злоупотребить вакциной для изменения генетики человека.

Однако глава немецкой комиссии по вакцинации Томас Мертенс заявил об отсутствии доказательств того, что этот тип вакцины может привести к изменениям в ДНК человека. В соответствии с текущими знаниями, также не нужно беспокоиться о долгосрочных последствиях.

«У людей геном находится в форме ДНК в ядре клетки. Интеграция рибонуклеиновой кислоты (РНК) в дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) невозможна, среди прочего, из-за другой химической структуры», - поясняет он.

Молекулярный биолог Тугче Актасова из Института Макса Планка отмечает, что теоретически все возможно благодаря обратной транскрипции, но на практике такая вероятность равна нулю. Обратная транскрипция - это процесс, посредством которого генетическая информация из РНК передается в ДНК.