Домой Наука Ученые заявили о прорыве в изучении механизма Antikythera, поднятого в 1901 году...

Ученые заявили о прорыве в изучении механизма Antikythera, поднятого в 1901 году с древнего судна

Фото: UCL

С момента его обнаружения более века назад, ученые ломали голову над механизмом Antikythera (антикитерский механизм, поднятый с затонувшего судна греческим водолазом недалеко от греческого острова Андикитира — ред.), замечательным и загадочным астрономическим калькулятором, уцелевшим артефактом древнего мира.

Это устройство с ручным приводом, которому по предположению экспертов не менее 2 000 лет, отображало движение Вселенной, предсказывая движение пяти известных планет, фазы Луны, а также солнечные и лунные затмения. Но как именно его создатели достигли таких впечатляющих результатов, оказалось «чертовски сложно распутать», пишет The Guardian.

Теперь исследователи из UCL (Университетский колледж Лондона — ред.) считают, что они решили загадку — по крайней мере частично — и приступили к реконструкции устройства, зубчатых колес и всего остального, чтобы проверить, верно ли их предположение. Если они могут построить точную копию с помощью современного оборудования, можно приступать к реставрации.

Механизм, который часто называют первым в мире аналоговым компьютером, был обнаружен ныряльщиками за губками в 1901 году среди сокровищ, спасенных с торгового судна, потерпевшего катастрофу у греческого острова Антикитера. Считается, что корабль затонул во время шторма в первом веке до нашей эры, когда он проходил между Критом и Пелопоннесом по пути в Рим из Малой Азии.

Потрепанные фрагменты ржавой латуни сначала не вызвали интереса, но десятилетия научных исследований показали, что этот объект является шедевром машиностроения. Первоначально заключенный в деревянный ящик высотой в один фут, механизм был покрыт надписями — встроенным руководством пользователя — и содержал более 30 бронзовых шестерен, соединенных с циферблатами и стрелками.

Майкл Райт, бывший куратор машиностроения в Музее науки в Лондоне, собрал воедино большую часть механизма и построил рабочую копию, но исследователи никогда не имели полного представления о том, как работает устройство. Остатки, сохранившиеся в 82 отдельных фрагментах, превратили задачу его восстановления в решение трехмерной головоломки, в которой отсутствует большинство частей.

В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, команда UCL описывает, как они опирались на работы Райта и других, и использовали надписи на механизме и математический метод, описанный древнегреческим философом Парменидом, для разработки новых механизмов шестерен, которые двигали бы механизм, планеты и другие тела правильным образом.

Механизм способен отображать движение Солнца, Луны и планет на концентрических кольцах. При этом его устройство предполагало, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. При сборке возникло больше загадок, чем ответов. Неясно, был ли антикиферский механизм игрушкой, обучающим инструментом или имел какое-то другое предназначение.

«Хотя металл в то время драгоценен и поэтому вполне мог бы быть переработан, странно, что ничего похожего не было найдено или раскопано за прошедшие десятилетия», — сказал один из исследователей. «Если у них была технология для создания механизма Antikythera, почему они не распространили эту технологию на разработку других машин, таких как часы?»

Уведомить о