Домой Общество Культура Удар «Булавой» неотразим

Удар «Булавой» неотразим

29
0

Одной из важнейших составляющих наших стратегических сил являются межконтинентальные баллистические ракеты, установленные на атомных подводных ракетоносцах. Подводные крейсера ракетоносцы способны месяцами скрытно маневрировать в водах Мирового океана и молниеносно наносить «неприемлемый удар» по противнику. Запуск ракет может производится как из подводного положения, так и из надводного положения у причала в родной базе.

Пуск баллистических ракет возможен в сплошном ледовом поле толщиной 0,8—1,5 м, а по некоторым источникам — и до 2 м. Для пуска ракет лодка пробивает полынью корпусом и рубкой, а может использовать и специальные противолёдные торпеды.

Последняя построенная в СССР атомная подводная лодка К-407 проекта 667БДРМ была введена в строй 27 ноября 1990 г.

В 1991 г. после развала СССР и для подводного флота настали тяжелые времена. Новые корабли не закладывались, финансирование было урезано, серьезный удар был нанесен по научной и производственной базе. Лишь в феврале 2008 г. был спущен на воду первый атомный ракетоносец нового четвертого поколения — подводная лодка «Юрий Долгорукий».

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. «Борей» создавался, чтобы в перспективе заменить ракетоносцы проектов 941 «Акула» и 667БДРМ «Дельфин». Было предложено перепроектировать строящуюся подводную лодку ещё и под использование заделов по недостроенным лодкам проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Начиная с конца 1980-х годов, подводная лодка проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин», с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк». Но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и большого времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).

По данному проекту подводная лодка с заводским номером 201 была заложена в 1996 г. В 1998 г. принимается решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию лодки. Начиная с сентября 1998 г., началась доразработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что подводная лодка не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода.

2 ноября 1996 г. началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 г., однако 19 марта 2006 г. степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 г. подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 г. спущена на воду, 19 июня 2009 г. лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания.  10 января 2013 г. на лодке поднят флаг ВМФ.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) —  «Александр Невский» — был заложен 19 марта 2004 г. 6 декабря 2010 г. спущен на воду. 22 октября 2011 г. лодка вышла на ходовые испытания. 1 октября 2012 г. ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Александр Невский» в Белом море успешно прошел этап заводских ходовых испытаний, после которого начались Государственные испытания крейсера.

4 февраля 2013 г. — в СМИ заявлено, что РПКСН «Александр Невский» на текущий момент на 30 % прошел Государственные испытания и после пусков баллистических ракет (БРПЛ) «Булава» в августе-сентябре 2013 г. может быть принят ВМФ.

Первый пуск ракеты «Булава»  произведён 6 сентября 2013 г. в акватории Белого моря и завершился неудачно. Но нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 г. АПЛ «Александр Невский» полностью завершила Государственные испытания. 23 декабря 2013 г. РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

19 марта 2006 г. на «Севмашпредприятии» была заложена третий атомный подводный крейсер типа «Борей» — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 г. лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 7 июля 2014 г. завершились заводские испытания, 25 июля 2014 г. начался первый этап Государственных испытаний. 19 декабря 2014 г. на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Работы по строительству четвертой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 г. Корабль получил название «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»). Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 г. Вывод из эллинга произведен 17 ноября 2017 г. Ввод крейсера в строй планируется на конец 2019 г.

Пятая лодка —  «Князь Олег» и шестая — «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 г. по проекту «Борей-А».

18 декабря 2015 г. была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III», восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2016 г.

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», лодки типа «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Длина АПЛ — 170 м. Максимальное подводное водоизмещение — 24 тыс. т. Скорость подводного хода — до 29 узлов. Глубина погружения — до 400 м. Автономность по провианту — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

На лодке установлен ядерный энергоблок, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения — КТМ-6.

Торпедно-минное вооружение: 6 ТА × 533-мм + 6 СГАПД × 324-мм, торпеды, крылатые ракеты (включая «Калибры» и «Ониксы»).

Ракетное вооружение: 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава». Количество ракет — 16.

Ракета «Булава» является «изюминкой» подводных крейсеров типа «Борей». После прекращения работ по опытным морским баллистическим ракетам, запускаемым с подводных лодок, Р-39 «Осетр» и 3М91, «Барк» единственной перспективной отечественной морской ракетой стала «Булава».

Разработка ракеты «Булава» ведется с 1998 г. Московским институтом теплотехники. До сентября 2010 г. генеральным конструктором был Ю.С. Соломонов. В сентябре 2010 г. должность генерального конструктора по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования занял бывший заместитель Соломонова Александр Сухадольский.

Ракета трёхступенчатая. Вес первой ступени 18,6 т, длина 3,8 м. Данные второй ступени засекречены. Две ступени твердотопливные. По третьей ступени есть разночтения: то ли она твердотопливная, то ли жидкостная ступень.

Максимальная дальность — 8000 — 11000 км;

Стартовый вес — 36,8 т;

Общий забрасываемый вес — 1150 кг;

Длина пускового контейнера — 12,1 м;

Диаметр контейнера — 2,1 м;

Диаметр первой ступени — 2,0 м;

«Булава» способна нести 6 боевых блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по рысканию и тангажу. Причем последняя ступень разводит боевые блоки — «принцип автобуса».

По сведениям из Министерства обороны Р-30 («Булава») оснащена специальной системой по преодолению противоракетной обороны. Скорость «Булавы» на начальном участке полета больше, чем у других наших лодочных ракет.

Согласно заявлению Юрия Соломонова, у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза. «Булава» как твердотопливная ракета, не имеющая утечки топлива и более простая по конструкции, сложнее разрушается, чем жидкостная, поэтому имеет повышенную стойкость к поражающим факторам от ядерного взрыва до лазерного оружия. Кроме этого, в «Булаве» реализовано маневрирование на разгонном участке, что для кинетических перехватчиков, рассчитанных на обычные баллистические траектории, представляет особенную сложность.

Последнее крайне важно, так как американские эсминцы и крейсера оснащены комплексом ПРО «Иджис», способным эффективно уничтожать ракеты на разгонном участке.

«Булава» — первая наша баллистическая лодочная ракета, испытания которой не проводились на Балаклавском полигоне в Крыму с погружающихся стендов или опытовой подводной лодки БС-153 проекта 619. После 2000 г. полигон был разграблен, а лодка пущена на лом.

Поэтому даже бросковые испытания Р-30 решено было производить не со стенда, а с подводной лодки. 23 сентября 2004 г. с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула», базирующейся на Севмашпредприятии в Северодвинске, был осуществлен успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного положения.

28 ноября 2008 г. в ходе 10-го пуска ракета «Булава», запущенная с «Дмитрия Донского», впервые полностью выполнила программу испытаний.

28 июня 2011 г. 15-й испытательный пуск ракеты «Булава» был произведен в Белом море впервые со штатного носителя — РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены на полигон Кура на Камчатке.

16-й пуск произведен 27 августа 2011 г. с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» и выполнен, по заявлению Министерства обороны, в рамках испытаний на максимальную дальность полета ракеты. В ходе испытаний ракета пролетела 9300 км, что существенно выше заявленных ранее показателей.

29-й, 30-й, 31-й и 32-й пуски производились 22 мая 2018 г. РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий» успешно провел залповый пуск четырех ракет «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения.

В настоящее время ракета «Булава» (3М30) принята на вооружение и является наиболее совершенной баллистической ракетой отечественного флота.

Ракета «Булава» и ее носители подводные лодки проекта 955 типа «Борей» являются самым эффективным средством сдерживания любого потенциального агрессора. Однако их эффективность во многом зависит от политики правительства.

Дело в том, что каждую нашу ракетную лодку с 1960-х годов в открытом море сопровождают по несколько американских торпедных «лодок-убийц». В случае внезапного начала войны янки могут раньше выпустить торпеды по нашим РПКСН, чем те выпустят свои баллистические ракеты.

Американские АПЛ опекают наши ракетоносцы столь близко, что периодически происходят столкновения под водой. Так, 9 апреля 1982 г. тактическая группа в составе ракетоносца К-472 проекта 667Б и прикрывавшего его торпедной лодки К-123 проекта 705 шли подо льдом в Баренцевом море на глубине 99 метров. Следившая за группой британская АПЛ таранила наш ракетоносец.

На К-472 были повреждены левая часть носовой оконечности и верхняя часть ограждения рубки. К-472 продолжила несение боевой службы, а британская лодка ушла к кромке льда, затем всплыла и двинулась в сторону Норвегии.

20 марта 1993 г. американская подводная лодка SSN-646 «Грейлинг», осуществляя слежение за нашим ракетоносцем К-407, таранила его.

Имели место и более серьезные инциденты. Так, 11 февраля 1992 г., ведя слежение за российскими кораблями, американская подводная лодка SSN-689 «Батон Руж» вошла в территориальные воды РФ у острова Кильдин и столкнулась с нашей подводной лодкой Б-276 «Кострома» проекта 745.

У нашей лодки была повреждена рубка и обтекатель гидроакустической станции. С 28 марта по 29 июня 1992 г. «Кострома» прошла восстановительный ремонт на заводе «Нерпа» и успешно несла боевую службу до 2000 г.

На «Батон Руж» повреждения были куда серьезнее. Один моряк погиб. После всплытия лодка с большим трудом добралась до Норвегии. После осмотра комиссия сочла, что SSN-689 восстановлению не подлежит, и в 1995 г. ее разделали на металл.

После возвращения на базу боцман «Костромы» нарисовал на рубке лодки цифру «1», окаймленную звездой. Так отмечали свои победы советские подводники во время Великой Отечественной войны.

Разумеется, проблемы не только в столкновениях лодок. США уже четверть века прорабатывают «обезоруживающий удар», когда «лодки-убийцы» уничтожат наши ПЛАРБ. А 5 тысяч «Томагавков» с американских кораблей и самолетов поразят шахты баллистических ракет и аэродромы стратегической авиации. РФ останется без ядерной триады и будет вынужден капитулировать без применения ядерного оружия.

Еще в 1970-х годах советский МИД неоднократно предлагал США создать в океанах ЗРБД — защищенные районы боевых действий ПЛАРБ. В мирное время в этих районах должны патрулировать ПЛАРБ, но должны отсутствовать противолодочные силы других государств. Создание таких районов резко уменьшало шанс случайного начала войны и гарантировало неотвратимость ответного удара. И каждый раз их Госдепартамент отклонял наши предложения.

Однако при советской власти создание ЗРБД было не смертельно для страны. Так, в 1980 г. в СССР находилось в строю 62 ПЛАРБ с 950 ракетами, а у США — 40 подводных лодок с 668 ракетами. Да и атомных торпедных подводных лодок у СССР было куда больше, чем в США и Англии вместе взятых.

После 1991 года соотношение сил на море резко изменилось в пользу США. Сейчас у РФ только 14 ПЛАРБ. Из них 11 построены еще в СССР. Американцы имеют возможность посылать следить за каждой нашей лодкой 2, 4 и более «лодок-убийц». Чтобы повысить боевую устойчивость наших ПЛАРБ, наши адмиралы стали посылать в их охранение по одной атомной подводной лодке. Но это практически не меняет ситуации. Задача ПЛАРБ спокойно и оперативно запускать межконтинентальные ракеты, а не участвовать в подводных баталиях.

Что же делать? Да самим организовать ЗРБД. Где? В Белом, Карском и Охотском морях. Рассмотрим, к примеру, Охотское море. Оно окружено российскими территориями, и в марте 2014 г. ООН признала Охотское море внутренним морем России. Площадь Охотского моря составляет 1603 тыс. кв. км. Средняя глубина — 1780 м, максимальная — 3916 м. Там могут вести патрулирование хоть 100 ПЛАРБ.

И действительно, уже свыше 10 лет в Охотском море патрулируют наши ПЛАРБ и только оттуда производят учебные пуски баллистических ракет по полигону Чижа, расположенному на полуострове Канин Нос в Архангельской области.

Однако в 1970—1980-х годах СССР руководили люди, которых на Западе именовали «геронтократией», бредившие идеями разрядки, международного сотрудничества и т.д. Благодаря их попустительству в Охотском море постоянно действовали американские подводные лодки. Они даже ставили подслушивающие коконы на наши кабели правительственной связи, соединявшие Камчатку с материком (операция «Вьюнок»).

24 июня 1970 г. в Охотском море произошло подводное столкновение советской атомной подводной лодки К-108 проекта 675 с атомной подводной лодкой ВМС США «Тотог». Обе лодки получили сильнейшие повреждения.

А можно ли не пускать американские подводные лодки в Охотское море?

Проливы Кунаширский и Лаперуза длинны (74 и 94 км), сравнительно узки. К тому же средняя глубина пролива Лаперуза — 20—40 м, а для подводного прохода лодки типа «Лос-Анджелес» необходимо как минимум 70 м. У нее одна осадка в надводном положении 10 м. Соответственно американские лодки этими проливами практически не пользуются, а предпочитают ходить проливами между Курильскими островами.

Как закрыть дырки между нашими островами? Да так же, как и 100 лет назад закрывали узкости для вражеских подводных лодок — мины и сети. А можно ли мины в мирное время ставить в своих терводах? Да, запросто! Я могу привести десятки примеров подобных постановок за последние сто лет. Вон, те же шведы на Балтийском море в своих терводах и вблизи их периодически сбрасывают глубинные бомбы на мифические российские лодки.

Белое море — внутреннее море России. Кроме того, в Карском и других северных морях много районов, где подводные лодки потенциального противника не могут действовать, не заходя в наши территориальные воды. Почему бы не закрыть эти районы, равно как и Охотское море?

Широкорад Александр Борисович — военный историк, публицист, автор более 150 монографий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here