Домой Новости Владелец «Ever Given» и его страховые компании могут столкнуться с исками на...

Владелец «Ever Given» и его страховые компании могут столкнуться с исками на миллионы долларов

Фото: Khaled DeSouki/AFP via Getty Images

«Ever Given» перегородил Суэцкий канал в ночь на 24 марта, создав огромную пробку из других судов. По каналу проходит 12% мировых грузоперевозок, и чем дольше 400-метровый контейнеровоз там стоит, тем больше страдает мировая торговля.

«Не хочу никого пугать, но это может занять дни или даже недели», — заявил недавно Питер Бердовски, глава голландской компании Smit Salvage, которая в числе прочих занимается спасательными работами.

На стальные контейнеры, сложенные в несколько рядов на гигантском судне, потенциально были оформлены тысячи страховых полисов. Они могут привести к выплатам в миллионы долларов — но, во-первых, это игра с перекладыванием денег, отмечает агентство Bloomberg.

Тайваньская компания Evergreen Line, которая зафрахтовала судно Ever Given, заявляет, что ответственность за любые убытки несет японская компания Shoei Kisen Kaisha Ltd — владелец судна.

Судовладелец взял на себя определенную ответственность, но отметил, что фрахтователям нужно иметь дело с грузовладельцами. Собственная политика Суэцкого канала предполагает, что администрация не несет ответственности, даже если его лоцманы стояли у руля корабля, севшего на мель.

Как бы там ни было, блокировка вызовет поток требований со стороны всех, кого это коснется: от тех, кто работает в судоходной отрасли до тех, кто работает в сырьевом бизнесе.

Владельцы товаров на борту Ever Given и других судов, остановившихся из-за того, что самый быстрый водный путь, соединяющий Европу с Азией, закрыт, будут требовать выплаты от своих страховщиков, если они у них есть. А страховщики груза на борту, в свою очередь, подадут иски против владельцев Ever Given, которые обратятся за защитой к своим страховщикам.

Как образно сказал Крис Гривсон, партнер юридической фирмы Wikborg Rein LLP в Лондоне: «Это сценарий типа Армагеддона».

Среди застрахованных вещей стоит выделить само судно. По словам страхового брокера и консультанта по рискам Marsh ( лидирующий мировой страховой брокер и консультант по управлению рисками — ред.), это обычно где-то в районе от 100 до 200 миллионов долларов. Но выплата будет зависеть от того, насколько серьезны будут последствия аварии.

Если объявлен процесс, называемый «общий средний», который предполагает разделение затрат между всеми заинтересованными сторонами, выплаты, которые будут исчисляться миллионами, станут невероятно сложными.

«Это значительно усложняет урегулирование окончательной претензии», — сказал Маркус Бейкер, руководитель морской практики в Marsh. «И когда я говорю об огромной сложности, это означает, что могут пройти годы, прежде чем специалисты доберутся до истины и узнают, кто кому сколько должен».

Хотя основные специалисты по моделированию рисков еще не делают оценок, конечная выплата за судно будет охватывать целый ряд секторов страхования. Одно из непосредственных участников — это U.K. P&I Club — одна из тринадцати взаимных групп, которые страхуют ответственность перед третьими сторонами на мировых рынках судоходства. Он страхует Ever Given от таких вещей, как повреждение инфраструктуры и претензий по поводу препятствий. Британский клуб заявил, что в должное время рассмотрит все обоснованные претензии.

По мнению экспертов Bloomberg Intelligence, Ever Given станет явной причиной убытков из-за прерывания бизнеса для других судов, что приведет к потоку требований. По словам аналитика Bloomberg Intelligence Мэтью Палазолы, в игру могут вступить лимиты первичной политики и перестрахования, что, вероятно, приведет к убыткам отрасли в сотни миллионов долларов.

Страховка P&I может также включать такие вещи, как расходы на утилизацию и потерю дохода. В настоящее время это одна из самых больших неизвестных, так как никто точно не знает, когда контейнеровоз снова будет на ходу.

По мнению Рахула Ханна, руководителя отдела консалтинга по морским рискам в Allianz SE, если судно будут облегчать, удалив с него часть груза, это повлечет за собой большую ответственность. «Если им придется снимать контейнеры, это будет еще одним огромным расходом», — сказал он. «Значит, мы говорим о миллионах, десятках, возможно, сотнях миллионов».

Прецедент крупных морских претензий уже есть. По словам представителей Marsh, опрокидывание круизного лайнера Costa Concordia привело к выплате в 2012 году 1,6 миллиарда долларов. Хотя это не подорвало мировую торговлю, как инцидент в Суэце, потребовалась масштабная спасательная операция.

Правила судоходства Управления Суэцкого канала нисколько не упростили задачу поиска виноватых. Они заявляют, что капитан судна несет ответственность за любую аварию, а не лоцманы, ведущие их через канал. Владельцы судна заявили, что во время инцидента на борту находились целых два лоцмана Управления Суэцкого канала.

Дальнейшие претензии будут предъявлены аварийно-спасательной компанией после освобождения судна. Экипаж высшего звена, такой как голландская фирма SMIT Salvage, которая сейчас находится в Египте, обычно работает на основе так называемой «открытой формы Ллойда» и будет получать «вознаграждение за успех», зависящее от стоимости корабля и груза. По словам Гривсона, плата за Ever Given составит десятки миллионов долларов.

Так кто же платит за задержку мировой торговли? Это зависит от целого ряда факторов. Среди общих доступных полисов есть специальные морские полисы для задержки грузов. Обычно они устанавливаются на судах, перевозящих скоропортящиеся товары, такие как фрукты, которые могут пострадать в случае любой задержки и «живой груз»: птица, коровы, овцы, свиньи.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии